Форум Клуб PEUGEOT 605

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Клуб PEUGEOT 605 » Ходовая » Замена АБС системы BENDIX на обычный вакуумник.*


Замена АБС системы BENDIX на обычный вакуумник.*

Сообщений 201 страница 250 из 507

201

Млин когда не снял крышку реле , в ней что то болталась.
Там на катушку идет контакт с клепкой ,походу клепка отвалилась и контакта нет .
клепку не нашел , упала , придется пайку делать шляпкой .

http://s016.radikal.ru/i335/1104/06/9df0c56456b9t.jpg

0

202

У меня это реле глючило, глючило,  я возился с ним, возился. В итоге поставил от ваза стартерное реле. Теперь все нормально.
Так что и тебе рекомендую так сделать.

0

203

PAV605
от какого ВАЗа именно , классика или восьмерка ?

0

204

Я не помню точно.  Четырехногое реле стартера. Еще пятиногое бывает. Но пятая нога лишняя для наших целей. :)
В тех же магазинах можно спросить разъем для ног реле. "Мама средняя" называется, если не путаю. Вот такой.
http://www.zavodatlant.ru/auto/308.gif

А так же колодку пластмассовую. Вот такую. 
http://www.zavodatlant.ru/auto/229.gif

Правда не уверен что в родной черный корпус потом вместе с колодкой войдет. Не пробовал. Замерь прям в магазине. Ведь если что, то реле просто припаять можно как родное.

0

205

Там главное шоб помощнее, ампер на 70.

0

206

подскажите ,
проверяю реле на снятой плате ,подключаю тестер , катушка на реле  замыкает ,при подключении 12 в.  естественно не срабатывает .
в схеме разве должна катушка замыкать , я по схеме посмотрел вроде не должна просто негде , 7 штирковый  штекер , от катушки реле 4 и 6 контакт идут на выход , как же она работать будет ?
Или там от датчиков давления как то идет ?

или кранты ей , реле на стартер от ВАЗ  у себя нашел ,оно всего 30А ,  маловато , при подключение напряжения работает ,срабатывает катушка.

Щас надо понять выпаивать старое реле или нет , на машине еще не проверял ,занимаюсь движком.

по идее если бы катушка замыкала горел бы предохранитель

Отредактировано ptw (09-04-2011 23:09)

0

207

Что-то не понял как ты реле проверяешь.

Поясню как схема работает.

Реле в данной схеме чтобы включать и выключать моторчик.  Реле имеет две цепи: управляющую (катушка), и силовую (ключ). Т.е. когда подаем ток на катушку, ключ замыкает силовую цепь.   В нашем случае силовой цепью является цепь моторчика насоса.  На моторчик приходит постоянный плюс (он там всегда, даже когда зажигание выключено), через один из предохранителей под капотом (на схеме блок предов 7029).  Предохранитель этот на 30A, соответственно и реле можно поставить такое же. Т.е.  смысла нет ставить реле более мощное если ток через него не должен превышать 30 ампер.   Итак. На моторчике приходит постоянный плюс. А минус, приходит через реле, когда оно замкнуто.  Замыкается же реле тогда когда ток течет через один из датчиков.   Плюс на катушку приходит от замка зажигания, когда тот включен. А минус приходит через датчики когда те замкнуты. Первый датчик (на 160 бар,   и замкнут когда давление меньше 160 бар), берет минус  с общей массы ( контакт 7), до ключа-реле.  Второй датчик ( на 180 бар,   и замкнут когда давление меньше 180 бар), берет минус с моторчика, т.е. с массы после ключа реле. Т.е. первый датчик питает катушку всегда когда замкнут. А второй датчик питает катушку только тогда, когда одновременно замкнут он сам и замкнуто реле.  Т.е. включиться моторчик может только от датчика на 160,  от датчика же на 180 он может только продолжать работу в случае если уже работал.

В схеме кроме этого три диода. Два (параллельно выводам моторчика, и  параллельно выводам катушки реле) сделаны для уменьшения искрения (шунты для обратных токов). А третий ( в цепи датчика на 180) сделан во избежание запитки моторчика непосредственно через цепь этого датчика. Вот собственно.

+1

208

спасибо .

Проверял катушку на реле ,когда плата отключена от сети , плату домой принес ,
при подаче на катушку  напряжение ,прям на контакты катушки  , катушка не срабатывает , не замыкает ключ, а сама по себе проверяешь тестером ее цепь замыкается , я ее не выпаивал ,может в схеме так .
но по схеме  диоды через катушку не идут , катушка отдельно ,все же отключено от внешних цепей.

Получается обмотка в катушке замыкает , реле на замену.

http://forumupload.ru/uploads/0003/37/82/19701-1-f.gif

Отредактировано ptw (10-04-2011 01:39)

0

209

нашел у себя реле на 30А , купил штекер 30руб. выведу из коробочки .
Видел седня так же реле стартера 4 контакта (есть 5 , кому интересно на реле инжектора ,насоса ) УАЗ на 50А и ГАЗ ,если будет гореть на 30А поставлю на 50А.

0

210

Ребят выручайте , надо ехать а тормоза не могу сделать.
Восстановил  катушку родную , плюс на моторчик и реле идет , но моторчик не срабатывает , крышку на реле не ставил ,при замыкание ключа-контакта на катушке двигатель аж глохнет ,замыкает походу .

Измерять надо на "Омах". 057 - это 57Ом, при U - 12В, >200mА. Не мало, но и не много. Тут я затрудняюсь ответить однозначно.
На счёт перемычки - это может быть что угодно - предохранитель, термоэлемент и т.п., да плюс ко всему непонятно как он(а) располжена схематически.
Короче, делаешь так: один провод катушки реле (любой) отпаиваешь и кратковременно подаешь 12В серез амперметр. Чёрный - в гнезде "СОМ", красный - верхнее гнездо 10А, переключатель в положении "10А" см. картинку. А проверяешь - см.схему. После подкл. к источнику питания, реле должно сработать, ток, как уже писал - 0,2А, если меньше, то хорошо. Если всё ОК, подержи во вкл. состоянии 10-20 сек. Греться, судя по обмотке, не должно.

Проверил ,катушка срабатывает , 0,22 ампер по мультеметру .НЕ греется .

Подключил все на машине , все как положено , плюс на моторчик и реле идет , но моторчик не срабатывает , крышку на реле не ставил ,при замыкание ключа-контакта на катушке двигатель аж глохнет ,замыкает походу .

Ребят выручайте ,надо ехать далеко без тормозов очень опасно .

Помогите .

PAV605 написал(а):

В схеме кроме этого три диода. Два (параллельно выводам моторчика, и  параллельно выводам катушки реле) сделаны для уменьшения искрения (шунты для обратных токов). А третий ( в цепи датчика на 180) сделан во избежание запитки моторчика непосредственно через цепь этого датчика. Вот собственно.

может диоды пробиты ?

На моторчик кинул не достающий минус он заработал ,даже накачал ,усилитель ,  педаль тормоза работала легко  ,нажал раз пять колодки жмет .

Отредактировано ptw (27-04-2011 18:57)

0

211

два диода проверил не пробивают ,
а третий это тот что в кружечке ,как его в плате проверить ?

может датчики давления замыкают ,проводка ?

http://imagepost.ru/thumbs/x/dk/xdkftclbygyiujctluyarzexypprfa.gif

0

212

кто менял, и бендикс больше не нужен-отдайте мне, спасибо скажу, и пивом угощу)

0

213

КРИК О ПОМОЩИ ptw

ptw написал(а):
Great'n'Terrable Slavko написал(а):
ptw написал(а):

привет .

помоги пожалуста с бендиксом , посодействуй .

Поспрашивай людей на форуме может знают , мне надо ехать а тормоза я не сделал   Замена АБС системы BENDIX на обычный вакуумник

не совсем понимаю чем я могу тебе помочь, Денис, поподробней давай...

у нас на форуме Степашка и PAV605  понимают в этом их бы подключить , я им написал молчат .
заранее спасибо .

Ребята, помогите одноклубнику.

p.s. Денис, сорри что только сейчас смог добраться до инета.

0

214

Третий диод параллельно катушке реле впаян. Т.е. для проверки или катушку убрать надо, или сам диод выпаять.

0

215

ptw написал(а):

На моторчик кинул не достающий минус он заработал ,даже накачал ,усилитель ,  педаль тормоза работала легко  ,нажал раз пять колодки жмет .

Т.е. мотор исправен, это хорошо.

ptw написал(а):

Подключил все на машине , все как положено , плюс на моторчик и реле идет , но моторчик не срабатывает , крышку на реле не ставил ,при замыкание ключа-контакта на катушке двигатель аж глохнет ,замыкает походу .

Отсоедини разъемы датчиков (т.е. подсоединенным оставь лишь один семиконтактный разъем), и попробуй замкнуть ключ реле руками (при включенном зажигании разумеется).  Заработает моторчик?
1)Если нет, то или ты неправильно припаял реле, или все же пробит диод между контактами мотора, или КЗ где-то в плате, или (маловероятно) нет контакта в самом семиконтактном разъеме.  При КЗ кстати обычно преды горят. Так что если уже замыкало, то преды проверь сначала.

2)Если моторчик заработает, то дело в цепи датчиков (диоды, катушка, сами датчики(кнопки), плата, разъемы). Короче, исключи сначала по первому пункту.

Отредактировано PAV605 (28-04-2011 03:36)

0

216

PAV605 написал(а):

при включенном зажигании разумеется).  Заработает моторчик?

спасибо , в обед проверю отпишусь.
катушку не выпаивал ,стоит как стояла ,на ней один контакт отпаял проверил подал напряжение  катушка рабочая.

0

217

PAV605
Проверил.
Без штекеров датчиков включаешь контакт на катушке моторчик срабатывает.
Подключаю 7 штирковый без одного (180 бар)  замыкаю ключ на катушке - моторчик работает.
подключаю 5 штирковый , вот тут ключ на катушке искрит ,греется но моторчик в этот раз срабатывает , делаю несколько раз ,греется но при замыкание ключа на катушке моторчик все же работает .
Без ручного вмешательства естественно не работает.

получается датчик на 160 бар закис ?
Как его оживить ?

0

218

Хорошо. Если подключить семиштырьковый(т.е. питание) и датчик 180 бар, то после замыкания ключа рукой, руку можно убрать, а ключ при этом не разомкнется пока насос не накачает 180 бар.  Есть такое?

0

219

PAV605 написал(а):

а ключ при этом не разомкнется пока насос не накачает 180 бар.  Есть такое?

нет насос  отключается , как руку убираешь с ключа.
А вот накачивать (держать ключ )  пока не отключиться я не решился .

Отредактировано ptw (28-04-2011 22:08)

0

220

PAV605

подскажи что дальше делать надо ?

0

221

Смотри.  При замкнутом ключе  и подключенных двух разъемах (питании+датчик 180)   ток побежит по следующей цепи. (если она исправна разумеется)

Отредактировано PAV605 (28-04-2011 22:28)

0

222

Т.е. на катушку реле приходят и плюс и минус, и она должна сработать и замкнуть ключ. Вернее не замкнуть, а не дать ему разомкнуться (замкнул-то ты её руками).

Если реле все же размыкается. То тут могут быть следующие причины.

1)Не приходит плюс на контакт 4 разъема питания.  Проверить нужно как приход на фишку, так и проход через разъем (т.е. исключить плохой контакт).
2)Не замкнут контакт в датчике давления. Закис может быть и несмотря на то что  механически замкнут ток не идет по нему.  Проверить просто. Снимаешь разъем датчика. И прозваниваешь на самом разъеме (т.е. на фишке) контакты 6 и 3. Должно пищать (пока давление меньше 180 бар разумеется).
3)Катушка. Но ты уверяешь что она щелкает при подаче питания. Т.е. не в ней дело скорей всего.
4) Ну и сами дорожки платы, и пайка. Может где трещина или непропай.

0

223

Спасибо большое .
Завтра проверю , отпишусь.

катушку проверял отдельно от платы , работает.
плату щас смотрю ,тестером проверяю ,все вроде путем.

0

224

И захочешь помочь, так тебя опередят:). Чтобы разобрать датчик давления нужно снять с него черную пластмассовую часть. Под ней платка и кнопочки. Могут или перегореть или закиснуть или закоротить всякой гадостью.

0

225

Проверил вчера два раза.

1. на контакт 4 плюс на плату идет.

2. на штекере  датчика 180  контакты 6,3  замыкают, если я правильно контакты считаю .

Я так понял считать контакты надо :  на штекере питание с права (с права на штекере пучок проводов )  на лево .На датчике 5 штирковом так же .
а на датчике 180 бар 6 контактов  на оборот ?

http://i004.radikal.ru/1104/3a/465825c3e874t.jpg

3. катушка работает на снятой плате только когда один контакт с нее отпаяешь , если ее оставить в схеме каратит , замыкает + и  - .

4. трещин нет , все прапаено ,схеме как была с завода так и осталась.

Проверяю утром :
Замыкаю ключ идет замыкание , насос не работает , на ключе же подается минус.
Проверяю на катушке два плюса , на питание насоса 1,2 тоже два плюса.

Проверяю вечером :
замыкаю ключ насос работает ,на 2 контактах насоса как положено как замкнешь ключ  подается минус ,ниче не замыкает.
На катушке сноса два плюса.

Вообще какая то плавающая проблема .

Главное на катушке всегда два плюса ,там перемычка стоит с завода на контактах катушки ,может это как резистор идет.

Что может быть пробиты диоды в плате  или датчики так могут каратить ?

Проверяю по схеме диод что на контактах моторчика 1,2   , тестером ставишь с одной стороны цифры ,меняешь щупы 1 .Этот работает .

Посмотрел по схеме второй  диод по ножкам проверил тишина ,
третий диод  от катушки отпаял один контакт ее  и перемычку тоже тишина.

http://imagepost.ru/images/x/dk/xdkftcl … ypprfa.gif

на провода не смотрите это я припоял для второй катушки штекер.

http://s55.radikal.ru/i149/1104/cb/521e69a6b499t.jpg

http://s47.radikal.ru/i115/1104/b9/7f8095574278t.jpg

На снятой плате подаешь плюс на 4 контакт питания и минус на 3 контакт датчика замыкает , катушка не работает .
Как еще выявить неисправность ?

Отредактировано ptw (30-04-2011 14:31)

0

226

выпаел один контакт перемычки , тестер на 200к , замеряю перемычку показывает 00,1 .
перемычка замыкает по схеме  контакты катушки ,это заводская схема.

выпаел один контакт на катушке (перемычка выпаена  ) , контакты катушки на плате проверяю как диод (если есть замыкание должно пищать ,не пищит ) , ноль эмоций ,показаний нет.

Диоды там вообще не видно ,они под нижней платой наверно  ,проверять приходится согласно схеме где они стоят.

Щас еще раз проверил катушку когда ее один контакт из схемы выпаен катушка  работает , без схемы .

Подаю  4 контакт плюс на подаче питания   и на  контакт 3 на выход в датчик 180 бар минус  ,они по схеме идут из катушки , там я так понял диод стоит (или это и есть перемычка ) , тестер ставлю на проверку диода ,пищит в обоих направлениях.
перемычка и катушка не в схеме .

http://s42.radikal.ru/i098/1104/da/595997504a21t.jpg

Отредактировано ptw (30-04-2011 15:33)

0

227

ptw написал(а):

Подаю на 4 контакт плюс на подаче питания   и   на  контакт 3 на выход в датчик 180 бар минус  ,они по схеме идут из катушки , там я так понял диод стоит (или это и есть перемычка ) , тестер ставлю на проверку диода ,пищит в обоих направлениях.
перемычка и катушка не в схеме .

Проверил еще раз контакты в плате на катушку (не катушку ) тишина показаний нет .

вот не пойму почему замыкают сами дорожки от контактов на катушку в плате по схеме , плата где то коротит ?
выпаел один контакт катушки и перемычки ,проверяю как диод ( пищит в двух направлениях )все равно эти дорожки замыкают ,плата конешно снята
на 7 штирковом 4 (по схеме контакт ) и 6 тоже никак не пересекаются , а замыкание идет , может под платой в этом месте диод (на катушку ) его просто не видно .

Здесь тишина ,а по дорошкам  от контактов катушки плюс и минус  замыкают ,тестер  на проверку диода пищит  в двух направлениях

http://imagepost.ru/thumbs/3/00/30042011042.jpg

Здесь замыкает на самой плате
http://imagepost.ru/thumbs/i/ja/ijacgudjazqzuljggxyzdghyqtwhfu.png
Проверяю там где под кругом ,получается на входе до катушки идет замыкание плюса и минуса
http://imagepost.ru/thumbs/e/oq/eoqcdmljekihzcxcimitbofhhxcfnn.png

Отредактировано ptw (30-04-2011 19:59)

0

228

Вчера перестал работать насос, рычаг естественно дубовый, сегодня искал причину. Предохранители визуально целые, долив жидкости и замыкание контактов на датчиках бачка (по совету Степашки)  ничего не дало, причина оказалась в предохранителе на котором написано ABR, когда попытался его вытащить одна подгоревшая ножка осталась в корпусе, пришлось разполовинивать корпус и извлекать эту сломаную ножку.
Заменил его на обыкновенный 30А предохранитель и все зажжужало. Заодно на всякий случай прокачал тормоза на блоке, потому что очень много тормозухи долил.

0

229

vik-605 написал(а):

причина оказалась в предохранителе на котором написано ABR, когда попытался его вытащить одна подгоревшая ножка осталась в корпусе,

а где этот предохранитель напомни ? предохранитель так просто не плавиться ,контакт на нем плохой был или где то слишком большая нагрузка,замыкание .

0

230

Этот пред не совсем обычный, немного усиленный, стоит в блоке на акумуляторном ящике в моторном отсеке, на нем кстати ампераж не обозначен, написано ABR, я его даже зафотал.

http://i003.radikal.ru/1104/2c/335f04c9590b.jpg

0

231

по схеме 7029 ,он подает постоянный плюс на насос ,даже когда зажигание выключено ,какой стоял можно посмотреть по размеру свинцовой нити

Отредактировано ptw (30-04-2011 19:18)

0

232

Скорее всего 30, сверху нить целая,  контакт был плохой в самом блоке, я там зачистил шкуркой и подогнул маленько.

0

233

на моторчик силовой должен быть ,походу контакт на преде был плохой , по другому сам предохранитель перегарает  а не ножка .

На моей кстате  один под рулем тоже подплавился ,надо посмотреть на что он идет , может на дворники ,защистить поджать.

Отредактировано ptw (30-04-2011 19:39)

0

234

vik-605 написал(а):

на нем кстати ампераж не обозначен, написано ABR, я его даже зафотал.

предохранители специально для неграмотных в разные цвета красят  :shine: 

Цвет корпуса предохранителей и его соответствие номинальной силе тока

Сила тока в А (амперах)                  Цвет предохранителя

30                                                         Зеленый

25                                                         Бежевый

20                                                         Желтый

15                                                         Голубой

10                                                         Красный

7,5                                                       Коричневый

5                                                          Оранжевый

Цифры  пишут  :writing: для тех кто цвета не различает  :dontknow:

0

235

При снятых разъемах, и отпаяной катушке,  от контакта 4 разъема питания, до контакта 4  разъема датчика на 160 (или разъема 3 на датчике 180)  должно звониться только в одном направлении. Так как ток там идет через диод. Если звонится в обоих направлениях то скорей всего диод пробит, или КЗ между дорожками платы. Проверь еще раз.
Под звонится я имею ввиду, что в одном направдении сопротивление бесконечно, а в другую сторону ( т.е. если поменять щупы тестера местами) порядка 650 Ом.  Обычно на тестере в режиме прозвона, в случае когда "звоним" диод, писка нет, просто показывается сопротивление.

Отредактировано PAV605 (30-04-2011 22:36)

0

236

Андрей , катушка отпаена , перемычка тоже , штекера сняты ,плата дома ,
ставлю тестер на проверку диодов , на питании 4 основной , пищит в обоих направлениях .

http://imagepost.ru/thumbs/3/00/30042011043.jpg

Отредактировано ptw (30-04-2011 23:20)

0

237

loupblanc написал(а):

специально для неграмотных в разные цвета красят

А зеленый с коричневым это 37,5 получается :D

0

238

Андрей ,может помнишь где на плате находятся диоды ,думаю паяльником вырезать окошко ,выпаять диоды .

http://imagepost.ru/thumbs/3/00/30042011043_1.jpg

Этот диод вообще никак не прозваниватся ,показаний ноль

http://imagepost.ru/thumbs/h/ez/hezcskauxgtwtipwzwnakskejjnqnc.png

Отредактировано ptw (01-05-2011 01:59)

0

239

Подожди. Ты проверил вот это?
про диод катушки

Если да то какие сопротивления в разных направлениях?
Если около нуля оба. То скорей всего диод пробит. Найти его можно по ножкам торчащим из платы. Если дашь фото платы в разогнутом виде покажу эти ножки.  Но курочить паяльником не советую. Лучше сходить в мастерскую с нормальной паяльной станцией. Захватить с  собой распечатку схемы. Выпаяют целиком  всю плату без проблем, впаяют новый диод, и остальное проверят. Думаю не дорого возьмут, схема-то примитивная ( три диода и реле, эка невидаль).

Отредактировано PAV605 (01-05-2011 06:16)

0

240

Но сам, конечно, можешь попробывать распаять. Если уверенность в силах чувствуешь и паяльник мощный есть и оловоотсос. :)

Ну и еще один дедовский способ :)

http://www.youtube.com/watch?v=O0PW1lkA4Uk

Отредактировано PAV605 (01-05-2011 06:33)

0

241

PAV605 написал(а):

Если да то какие сопротивления в разных направлениях?
Если около нуля оба. То скорей всего диод пробит.

Проверил диод как ты написал ,сопротивление около нуля  и пищит тестер как при замыкании, пост 276 .
Мастерскую щас искать надо , а диоды рядом в магазине.
Я не выпаевать хочу  , а в пластмассовом корпусе окошко сделать.

Вот плата нарисуй пожалуйста где диоды :

http://s47.radikal.ru/i115/1104/b9/7f8095574278t.jpg

Отредактировано ptw (01-05-2011 11:08)

0

242

Ножки диода торчат вот где.  Но я все равно не стал бы паяльником корпус курочить. Думаю разъемы пострадают от этого - потом фишку не наденешь.  Лучше аккуратно выпаять всю плату попробывать (см. видео). Для того чтобы сам разъем не пострадал я бы положил его в блюдце с горячей водой (штырьками вниз).  Но паяльник нужет помощней.

А кстати, что там у тебя за провода припаяны (черный и зеленый)?

0

243

спасибо ,

а второго  диода на фото ниже где ножки  ?

Этот диод вообще никак не звонится ,показаний ноль

http://imagepost.ru/thumbs/h/ez/hezcskauxgtwtipwzwnakskejjnqnc.png

Провода черный ,зеленый и т.д это я штекр для второй запасной катушки припаял ,просто к контактам .

http://imagepost.ru/thumbs/i/mg/img_2223_1.JPG

Насчет выпаевать хлопотно ,окошки в корпусе пластмассовом вырежу не трогая ребер жесткости  ,так проще будет,попытка не пытка .

На контактах моторчика 1,2  диод рабочий ,в одну сторону сопротивление 526 ом ,в другую нет ничего .

Отредактировано ptw (01-05-2011 16:18)

0

244

и все же, лучше бы ты в ближайшую телемастерскую сходил. :)

0

245

Насчет целостности разъемов:  я их вооще похерил. Тупо припаивал провода на саму плату и делал разъем потом,  в жгуте...

0

246

Я вообще выпаял и выбросил плату. Собрал всю схему на проводах.  Была мысль и от  разъемов избавится, но разъемы хорошо помогают при диагностике, поэтому и оставил их.  По этой же причине реле тоже сделал съемным, на колодке.  И перенес  всю конструкцию рядом с трамблером на аккумуляторную нишу, удлинив провода.

0

247

Андрей спасибо ,щас продырявлю добирусь до диодов .
диод под номером 2 , подавал через него  6 вольт тоже не проводит .

0

248

Вот он виновник торжества ,щас я его гада выпаивать буду .
какой то слабый диод ,надо поставить посильней ,с похожим сопротивлением

http://imagepost.ru/thumbs/0/10/01052011045.jpg

0

249

Начал его пинцетом вытягивать ,сломался ,хрупкий какой то ,новый просто сверху припаяю.
Щас второй вытащу

http://imagepost.ru/thumbs/0/10/01052011047.jpg

Отредактировано ptw (01-05-2011 17:41)

0

250

А вот второй уже в плате был сломан ,поэтому не звонился

0


Вы здесь » Форум Клуб PEUGEOT 605 » Ходовая » Замена АБС системы BENDIX на обычный вакуумник.*


Сервис форумов BestBB © 2016-2020. Создать форум бесплатно